About Me

My photo
Привет, меня зовут Катя, я якутский скрапер из Ирландии. В моем блоге вы найдете рукодельные посты вперемешку с прогулочно-путешественными постами по Ирландии и другим странам. Буду рада вашим комментариям и новым знакомствам. Если вам понравилось что-то из моих работ, то я удовольствием сделаю что-то подобное для вас. Со мной можно связаться через email katya7776@yandex.ru. Спасибо, что заглянули в гости :))

Friday, April 28, 2017

Жизнь в Ирландии 17 - Медицина

Девочки, привет =)) Давно у меня не было рубрик про Жизнь в Ирландии, что то долго писался этот пост. В прошлых комментариях у меня уже не раз просили написать о медицинском обеспечении в Ирландии и вот наконец то я дописала!

Система медицинского обеспечения здесь состоит из государственного и частного сектора. Для получения бесплатных или льготных медуслуг жители могут подать заявку на либо медицинскую карту (medical card) либо карту для посещения врача (GP visit card)


Медицинская карта 
Подать на медицинскую карту можно на сайте HSE или заполнить анкету и отправить по почте. Имхо делать это лучше на сайте потому что ответ вы получите моментально. Во внимание берут ваш доход, живете ли вы один или семьей или мужем-женой-партнером, есть ли у вас какие хронические болезни, инвалидность, ваши затраты на жилье, проезд, бензин, наличие детей, живут ли дети пока дома и тд. 
Как правило если ваш доход больше 164 евро в неделю, то карту вы скорее всего не получите. Про минимальную оплату труда я уже тоже писала и если даже взять продавца в магазине который получает минимальную оплату труда- 9.15евро в час, то это 18 ч работы, то есть карты такие дают ну совсем малоимущим. Так же беременным, детям и пожилым. Медицинскую карту выдают кажется на не сколько лет и потом ее нужно обновлять. 

Те у кого есть медицинская карта могут бесплатно
  • посещать семейного врача- терапевта
  • большая часть лекарств выдается им бесплатно по рецепту врача (не которые злоупотребляют этим и даже за рецептом на панадол идут врачу чтоб получить его бесплатно) 
  • бесплатно посещают стоматолога, отоларинглога и офтальмолога
  • и несколько других услуг
Карта для бесплатного посещения врача- GP visit card
Анкета на обе карты одна, то есть вы заполняете одну анкету, а там уже расчитывают подходите ли вы под какую то из этих карт. Чтоб получить GP карту, то нужно получать меньше 276 евро в неделю (если взять того же продавца получающего мин.зарплату, то это отработать 30часов). Бесплатно вы можете только посетить врача. Лекарства по рецепту и анализы вы оплачиваете сами. 

Так же отдельно вы можете подать на Drug payment scheme card- это карта при использовании которой вы оплачиваете лекарства до 144евро в месяц, а остальное идет бесплатно. Не которые препараты выдаются бесплатно всем вне зависимости если у вас есть какая то льгота- сахарный диабет, паркинсон и кажется еще 2-3 болезни

Семейный врач-терапевт- GP
При каких то болезнях, симптомах и тд первым делом нужно идти к семейному врачу, те уже делают анализы и тд и потом уже направляют вас дальше к более узкому специалисту (к таким специалистам ужасно долгие очереди, знакомые рассказывали, что бывало ждали приема по несколько лет). 
Вашего GP вы выбираете сами, к месту жительства они не привязаны. Обычно GP открывают практику, где в одной частной поликлинике сидят по 4-5 терапевтов и ведут прием. 
С медицинской картой вы тоже можете сами выбирать себе GP, но не все вас возьмут. Подробностей я конкретных каких то не знаю, но вообщем для тех кто ходит к врачу бесплатно, то государство покрывает какую то часть расхода врачей. То есть получается что если врач берет таких пациентов, то какую то часть дохода они теряют. Поэтому они могут брать по 3-4 новых пациента раз в 6 месяцев. 

За каждый визит к GP нужно платить, какой то фиксированной или регулируемой государством цены нет, цены врач ставит сам. Но на пример в моем городе (в глубинке) визит к врачу стоит 50-55евро, в Дублине я плачу по 65евро. Если вам дополнительно нужны какие то анализы, то доплачиваете сверху. Анализ крови на пример стоит 15 евро. Такие частные клиники работают с понедельника по пятницу с 8 утра и до 7 где то, но опять таки часы работы врачи устанавливают сами. В Дублине есть клиники которые открыты по субботам и работающие до 8 вечера. 

Врачей GP многие ругают, особенно наши соотечественники =)) Тут мне кажется очень сильно сказывается разница в подходе к лечению ирландских и российских врачей и кто к чему привык. У меня есть знакомая которая врач-кардиолог, сейчас она практикующий врач в UK, член королевского сообщества врачей, она ездит на конференции по всему миру, в прошлом у нее 20 лет опыта работы на Украине и в России и мы не раз общались с ней тему медицины и тд. И с ее слов, в России и на Украине часто назначают не нужные и бесполезные процедуры и лекарства. Что то делают для профилактики, полное обследование раз в год, потому что при каких то подозрениях человеку нужна видимость какой то активности. Что вроде ты не просто так лежишь и болеешь, а активно лечишься и тд, в итоге срабатывает эффект плацебо. Я сама не раз замечала что при простуде моему организму все равно пью я что то или нет, болеть я буду неделю по любому. Единственное что помогает это панадол и капли в нос. А остальное стандартно чай с лимоном и медом, горячий душ, мне всегда помогает (что кстати местные врачи и прописывают). Здесь нет такого чтоб делать какое то полное обследование (разве что при поступлении на работу какую то вроде пилотов, полицейских или пожарников), здесь нет такого чтоб во время беременности кого то ложили на сохранение и тд. Поэтому мне кажется что по большей части недовольство идет от привычки что раньше их лечили по другому, а тут заплатил 50-60евро за визит, а вам просто сказали пить чай с медом при простуде + долгое ожидание чтобы попасть к узкому специалисту. Я при простуде к врачу вообще идти не вижу смысла, потому что есть я уже заразилась, то что они могут сделать кроме того что отправить тебя отлеживаться домой? 

Не компетентные врачи конечно попадаются это да и ирландская медицина очень далека от идеала, я сама была у врача который мне что то выписал, а когда я спросила про побочные эффекты он полез в гугл их искать. Но если врач вам не нравится, у вас есть полное право его поменять и идти к врачу который вам нравится и кому вы доверяете. 

И конечно же опять знание языка это наше все =)) Меня каждый раз улыбает одна знакомая, которая всем рассказывает (я эту историю слышашала уже раз 10 точно, а потом все кому она рассказывает ходят и пересказывают, а потом все наши думают что здесь Библией лечат) про "дебила-врача" который ей посоветовал приложить Библию к больному месту =) Врач конечно мог запросто такое сказать, но я подозреваю что он пошутил, а знакомая его не поняла. Ну вот что он еще должен был ей сделать при ушибе пальца? Гипс наложить?

Если вдруг вам понадобилась срочная медицинская помощь, вне урочных часов, то можно поехать в неотложку- Medidoc. При наличии медцинской карты или карты для посещения врача, то это для вас будет бесплатно. Если нет, то тогда 100евро для граждан ЕС и 300евро не ЕС. Если оттуда вам дают направление в больницу, то платите только за больницу. 

Скорая и неотложная помощь- Medidoc или в больницах Accident and Emergency
Я два раза была в этих неотложках и два раза ходила орать на ресепшин, какого черта это называется emergency если я сижу уже час. При чем медсестра может вас посмотреть довольно быстро- померить температуру, взять анализы, пораспрашивать про жалобы и тд, но врача вы можете ждать довольно долго. Первый раз я сидела ждала врача больше 2х часов, а в сентябре когда приехала с подозрением на аппендицит, то я сидела там с 2 утра и врач ко мне пришел потом только в 7 утра. Да, кстати туда нужно звонить за ранее перед тем как ты приедешь, расскаживаешь что где болит и тд и потом тебе говорят- не фигня, ты просто простудилась или давай приезжай, через 30мин, 1час и тд ждем.
Про свой личный опыт больницы, медицины и посещения неотложки я напишу ниже.

Аптеки 
Со слов знакомых я знаю, что в Ирландии продают без рецепта и назначения врача на много меньше препаратов чем в России. Меня так как я здесь живу уже долго, то всегда очень смущает когда люди сами себе ставят диагнозы, сами начинают что то пить и тд. Взять моего родственника на пример, у него скачет давление, он не знает почему, но просто отлеживается дома, к врачу не идет потому что ему жена его что то там дала что сбивает давление. Для меня это вообще ни в какие ворота, жена там со сферой медицины вообще ни каким боком не связана. Или вот тоже подруга мне рассказывала, она в Молдавии просто в аптеке купила себе противозачаточных таблеток с запасом на 2 года! У нас такое вообще ни когда не прокатило бы! Сначала там идет допрос с пристрастием и берется во внимание все-возраст, рост, вес, давление, группа крови и тд, первый раз таблетки выписываются на 3 месяца посмотреть если они тебе вообще подходят. Потом нужно придти на повторный прием, там второй допрос про самочуствие и тд и потом рецепт нужно обновлять каждые 6 месяцев. Если в какой то из таких визитов у вас поднялось давление или вы набрали вес, то опять дают рецепт на 3 месяца. 

Здесь не продают привычных нам мукалтина или активированного угля и скорей всего множества других таблеток, те двое это из того что я заметила первым делом. Часто наши соотечественники (не давно вон видела блог латышки местной и она там говорила что медицина на средневековом уровне и тд, ну тут только остается посмеяться, ибо как бы не ругали медицину приезжие и сами ирландцы -продолжительность жизни здесь существенно дольше чем в той же Латвии, на пример 100 летний дедушка или бабушка ни кого не удивляют особо) сгущают краски и рассказывают о том что аскорбинки и панадол без рецепта не купить. Это конечно они сильно преувеличивают. И опять таки свободное владение английским языком и тут поможет. На пример не все знают, что можно попросить аналог какой то таблетки которую возможно можно купить без рецепта. А так же если что то покупать с рецептом, то это стоит чуть дороже. Поэтому надо спрашивать если то что вам выписали можно купить over the counter. 

Какие стандартные лекарства можно купить в аптеках, супермаркетах и даже парфюмерных магазинах. В аптеках так же можно купить что угодно, от косметики, зубной пасты, подгузников и до духов (духи кстати в аптеке всегда стоят чуть дешевле). 

Так же совсем не обязательно при каждом чихе идти в семейному врачу и платить 60евро, можно получить бесплатную консультацию у любого фармацефта. На пример когда я летом вернулась из России до смерти искусанная комарами, то коллеги мне дружно начали кричать что бегом к врачу. У меня укусы там были таки аж шишками и по всему телу, штук 50 наверно. Я просто по пути домой зашла в аптеку, показала фармацефту свои шишки и укусы и она спросила если у меня есть на что то аллергия, что уже принимала и она мне выписала мазь, рассказала как часто ей пользоваться и все через час после того как я намазалась ей шишки заметно уменьшились в размере, перестали чесаться и на второй день прошли. 

Мой опыт ирландских больниц
Кто меня читает постоянно наверно помнит, что в прошлом году я пропадала из блога- мне удаляли аппендицит и потом я отлеживалась на больничном две недели. Было много моментов которые мне не понравились или откровенно возмутили, но в итоге все прошло отлично тттт восстановилась я быстро, два шрама у меня затянулись полностью и исчезли через 2 недели, а третий заметен разве что своим цветом, а размер там даже 2 см нет. У меня на работе две девушки есть, одной аппендицит удаляли в Латвии и у ней шрам почти 10см, а второй в Молдавии рваный шрам см 8. Или другая подруга молдованка мне вообще рассказывала, ее брату удаляли аппендицит разрезали его до солнечног сплетения, потом поняли что режут не туда и давай обратно. Думаю такой случай все таки из раздела тотального кошмара, но все же аппендицит же в одном месте у всех! Как они резали не там? А другая подруга рассказывала, что после того как ей удалили кисту на яичнике в Ирландии, она потом была дома на Украине и там несколько врачей удивлялись где это ей делали операцию и что шрамик там 1см всего и его вообще не видно. Так что на мой взгляд хирург мне попался очень хороший. А вот что не понравилось-

-Меня не хотели брать в неотложку, из за того в какой части Дублина я живу и куда хожу к врачу. Живу я на севере, к врачу хожу на юг ибо мне удобно после работы туда зайти по времени. И вот они меня взад перед пихали, одни говорили звони на север, другие звони на юг. Потом оператор мне сказала, что самим приехать нельзя, мы поставим тебя в очередь и  вышлем врача на дом, но ждать может придется 5-7 часов или сама езжай в ближайшую больницу. Так как я боялась что аппендицит может лопнуть, то мы собрали монатки и поехали в больницу (это было где то 2 утра в пятницу)
- В приемном покое у вас берут контактные данные- имя, возраст, весь, наличие вредных привычек, аллергия, жалобы и тд и просят сесть ждать
- Через где то час (3 утра) ожидания меня позвала медсестра- давление, жалобы, анализы-иди дальше жди, проверяем анализы 
- Ждем еще, потом медсестра опять вызывает вас уже с результатами анализа, говорит что у тебя может быть. Сказала мне отправить Никиту домой потому что он долго будет сидеть. 
- 5 утра меня кладут в палату и в течении следующих 2 ч приходят еще 4 врача (все выше по рангу предыдущего) и задают одни и те же вопросы
- В 7 утра меня положили в корирод под регистратурой, оставили в кровати на колесиках и сказали что как освободится место, то меня оправят на рентген 
- До 9 утра ко мне вообще ни кто не приходил, потом меня увезли в дневные палаты
- До 12 часов я ждала рентгена. Женщина которая мне рентген делала какая то туповатая была ей богу, что не спроси у нее, на все говорит "я не знаю, я только делаю рентген, результаты смотрит хирург, они тебе потом скажут". А когда я спросила "ну как там почки выглядят? Нормальные? Опухли?", она сказала- "Ну дааааа... их две". Фейспалм как говорится, ну две и то хорошо =)) 
- Потом еще до 4 вечера ждала результатов рентгена, только в 4 дня мне наконец то подтвердили что это точно аппендицит
-И хоть мне потом сказали что меня поставили в "срочный список" я до 4 вечера в субботу ждала операции! Аппендицит мог несколько раз лопнуть за это время! Но потом извинялись правда что я так долго ждала, ночью они делали пересадку сердца. Ко мне правда постоянно приходили медсестры и что то проверяли, может там были какие то индикаторы что аппендицит не собирается лопаться, но все равно 24 часа ожидания это было довольно стремно. 

Команда анастезиологов и хирургов у меня была очень классная! Видимо вид у меня вообще несчастный был и испуганный, но они так шутили со мной, разговаривали, все подробно рассказывали что не бойся, сейчас сделаем вот это, потом вот так и тд. Не знаю это нормально или нет, но людей там была куча- 2 медсестры, 3 анастезиолога, главный хирург и 2 помощника хирурга. 

Перед тем как ставить диагноз и решать резать или не резать, то ирландские врачи все проверят и перепроверят и 3-4 доктора вам подтвердят, что да резать надо. Еще из того что мне не понравилось, госпиталь в котором я была, это вроде как учебный госпиталь где проходят практику будущие доктора. Так я проснулась в 6 утра и увидела что вместе с главным врачом вокруг меня стоят еще человек 10 и что то усердно пишут. Потом они вернулись все вместе опять ко мне, тут я спросила- кто это и почему их так много? Главврач сказала что это студенты, они там только чтоб наблюдать. Я сразу спросила- могу ли отказаться от того чтоб они "наблюдали" и так фигово, а там еще и аудитория. И как толкьо врач сказал что да, конечно у меня полное право им отказать, я им помахала ручкой и выгнала =)) 

Палаты довольно удобные- моя была 4-местная- шторочка которой можно отгородиться от всех, тумбочка, кровать с кнопочкой для подъема изголовья и кнопкой вызова медсестры и кресло. Кстати по звонку медсестры приходят моментально, при чем не сколько раз я слышала что они не то чтоб идут ко мне, а бегут. Медсестры мне попались все очень приятные и вежливые девушки, в основном иностранки, но с хорошим английским. У медсестер очень точное распределение обязанностей, зависит видимо от их опыта. То есть одна медсестра только меряет давление и выдает обезболивающее, вторая только берет анализы, третья еще что то. 

Еда для больницы довольно сносная, кормят три раза в день, кто то приносит вам меню- выбор конечно не большой, но он есть. Спрашивают если что то нужно помочь открыть или порезать и тд. Мне правда не разрешали есть с тех пор как я приехала в 2 утра в пятницу и до воскресенья утра после операции. Пить тоже не давали. Поэтому в воскресенье я уже была готова съесть что угодно, но мне разрешили только суп, желе и иогурт. 

Два раза в день вас могут навещать в определенные часы и не больше двух человек за раз. Но Никита у меня сидел практически все время и вне часов визита и ему только один раз ночью сказали, что иди домой. И забирать меня приехала мама и сестры, тоже ни кто ничего не сказал, что было больше 2 человек. Бахил или халатов я ни у кого не видела, в регистратуре тоже ни кто не устраивает допрос куда, к кому, зачем, кем приходитесь больному и тд. 


***** Как всегда спасибо большое всем кто дочитал =)) Это у меня получается уже 17-ая часть рубрики Жизнь в Ирландии и как то глобальные темы подходят к концу.... Напишите в комментариях, что еще вам бы было интересно узнать? Может какие то отдельные сервисы? Государственную помощь и тд? У меня вот наброски сделаны на тему переработки мусора, обслуги в магазинах и стиль одежды... 

8 comments:

  1. Катя, как всегда с интересом почитала. знаешь у нас тоже быает очередь к узким специалистам годовая, вот мы так ждем направление к детскому ЛОРу скоро год.Да, как бы не ругали зарубежную медицину, но как чуть так собирают деньги на лечение именно там, так как у нас помочь не могут.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, я замечала часто вижу посты в соцсетях о сборах на лечение.
      А очереди до сих пор по талончикам с России?

      Delete
  2. Катя, спасибо за обзор - очень интересно! я думаю, в любой стране есть за что поругать медицину )) я как-то восхищалась вашим ценам на авиаперевозки, теперь ужасаюсь ценам на врачебную помощь ))) пару лет назад я перешла на частных врачей, потому что в нашу поликлинику очень сложно записаться - запись выкладывают раз в неделю, она исчезает за пять минут, причем звонить бесполезно, надо лично приходить стоять в очереди. в нашем городке (под Красноярском) прием у частного специалиста стоит 500-600 рублей, в Красноярске - от тысячи. правда, согласна, что выписывают они такую кучу лекарств - ребенку-дошкольнику! - что тихий ужас! поэтому после рождения второго детеныша стала намного спокойнее относится к недомоганиям, даже на температуру редко вызываю.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Лена, цены на самолеты это наверно одна из более дешевых статей расходов в Ирландии =) А вообще по последним отчетам 2017, Дублин на 6 место в 10 самых дорогих городов Европы для проживания. Мы когда начали путешествовать, то сильно заметили разницу. Тут на пример поход в ресторан средней ценовой категории нам обходится минимум 70е, если с бутылочкой вина =) В Риме же мы ни разу за ужин с вином не заплатили больше 33евро.
      То же самое с поездками- мы в позапрошлом году ездили на выходные на юг Ирландии с друзьями и потратили больше денег, чем на выходные в Шотландии (а там и билеты на самолет и жилье и тд).
      В Ирландии наоборот либо ничего не выписывают, кроме панадола либо антибиотики

      Delete
  3. Катя, было очень интересно почитать тебя, спасибо большое! Наверно, у всех свои нюансы))) Хотя если бы у нас в больнице 2 часа не подходили бы к человеку, который поступил по скорой, это был бы скандал еще тот (я живу в районном городке в Беларуси)))) Согласна, что часто часто лекарства назначаются со страховкой, а не потому, что необходимы. Я педиатр по образованию, наш профессор по терапии говорил всегда: "Нелеченный насморк проходит через 14 дней, а леченный - за 2 недели". Порадовалась тому, что ни к одному из специалистов узких не приходится ждать так долго, чтоб попасть на консультацию) А вообще ты права в самом главном - здоровье - это личная ответственность каждого прежде всего, поэтому наши соотечественники так часто возмущаются медициной за границей)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, я вот тоже ходила ругаться, что почему называется emergency, а ждать так долго? Как бы если мне не срочно надо, я могла бы до утра подождать и сходить к своему врачу. Но зато я слышала что женщины которые рожали деток и тут и в России-Украине, хвалят в основном родильные отделения в Ирландии.
      ттт мне лично не приходилось обращаться к узким специалистам, но долгие очереди это ужас полнейший. У меня так начальница обращалась к специалисту, сказали ждать. Обратилась по страховке к платному специалисту, сказали ждать и даже у платного специалиста она ждала прием 2 недели. А от бесплатноно ей перезвонили через 7 месяцев!

      Delete
  4. Катя, если сравнивать с французской и немецкой медициной очень близко, но в Германии лучше, чем во Франции, в Германии сдаешь анализы непостредственно у врача, здесь же врач выписывает анализы и посылает в лабораторию, очереди в Германии есть, но меньше, чем во Франции, нам крупно повезло у нас медкарточки двух стран, т к живем мы во Франции, а работает муж в Германии, там тоже медстраховка идёт.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я читаю очень много наших блоггеров, которые живут за границей и мне кажется медицина в Европе многим похожа. У нас только разве что не хамят врачи и медперсонал хотя бы.

      Delete

Note: Only a member of this blog may post a comment.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...